Пояснительная записка к докладу главы Староюрьевского района Тамбовской области о достигнутых показателях для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

Пояснительная записка к докладу главы Староюрьевского района Тамбовской области о достигнутых показателях для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

за 2008 год

 

Староюрьевский район образован в составе Тамбовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР  в  1928 году и занимает территорию общей площадью 1008 кв.км.

Район расположен в северо-западной части Тамбовской области и граничит на севере с Рязанской областью, на востоке  с Сосновским районом, на юге с Никифоровским  и Мичуринским районами, на западе с Первомайским районом и Рязанской областью.

 

 

 

Из общей площади земель Староюрьевского района  90,5 тыс.га или 90 % составляют сельхозугодия, в том числе пашня 77,0 тыс.га.

Административный центр муниципального образования  село Староюрьево.

В состав района входят 49 сельский населенный пункт, объединенный в 9 сельсоветов. Население района составляет 15,3 тыс.чел. Плотность населения 15,2 чел/кв.км.

Географическое положение, плодородные земли, сеть автомобильных дорог дает широкие возможности для развития экономики района.

Прошедший 2008 год для района был  юбилейным. Староюрьевцы отметили 80-летие района и 365-летие села Староюрьево. 

   

Экономическое развитие района

                            

Дорожное хозяйство и транспорт

 

По территории района проходят внутриобластные дороги  «Тамбов-Щацк» участок Сосновка-Староюрьево-Первомайский и «Каспий»-Староюрьево (через Красивое, Гололобовку),  а также участок  Юго-Восточной железной дороги (филиал ОАО «РЖД») Первомайский-Староюрьево-Сосновка.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования районного значения составляет 144,4 км., в т.ч. с твердым покрытием  105,8 км. или 73,3 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.

Административные центры  всех сельских поселений соединены с районным центром дорогами с твердым покрытием.

            Автомобильный транспорт является основным видом транспорта по осуществлению перевозок на территории района. Транспортным обслуживанием населения района занимается МУП «Староюрьевское АТП», которое имеет 10 рейсовых автобусов.

            Все основные населенные пункты района соединены с районным центром автобусными маршрутами. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного  сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения  района составляет 4,1 %.

    Пассажирооборот составил за  2008 год 9024,8 тыс.пасс.км., перевезено 217,2 тыс.чел. Доходы предприятия  составили 8,1 млн.руб., расходы 9,1 млн.руб., процент доходности 89,0 %.

Бюджетные инвестиции на дорожное хозяйство в общем объеме расходов бюджета района составили 9,1 % или 20,1 млн.руб., рост к уровню 2007 года  в 4,9 раза.

В 2008 году район принимал участие в реализации  программы реконструкции и капитального ремонта дорог,  на ремонт дорожного покрытия улицы Первомайской, благоустройство парка райцентра и участка дороги Староюрьево - Редькино  использовано 15,7 млн.руб..

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

 

        На территории района на 01.01.09 зарегистрировано 44 малых и средних предприятия,  из общего количества фактически работают 36.

        На малых и средних предприятиях района работают 717  человек.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 433,1 млн.руб., 169,8 %  к уровню  2007 года.

Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям района за 2008 год составили  68,1 млн.руб.

Наряду с малыми предприятиями на территории района работает 151 предприниматель и 33 крестьянско-фермерских хозяйства.

Постоянно растёт составляющая малого предпринимательства в  бюджете района. По итогам работы за 2008 год сумма поступлений по налогам на совокупный доход составила 4,0 млн.рублей, рост к уровню 2007 года 8,3 процента.

Администрация района принимает определенные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. При главе администрации района образован координационный совет по развитию малого  и среднего предпринимательства.

Утверждена и принята к реализации Программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2009-2012 годы. Целью данной программы является создание экономических, правовых и организационных условий для деловой активности и развития малых предприятий, обеспечивающих насыщение рынка товарами и услугами.

         Постановлением администрации района от 10.10.2008 № 678 утвержден Перечень  муниципального недвижимого имущества,  предназначенного для передачи во владение и (или) в  пользование  субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Оформлено право собственности на объекты муниципальной собственности, включенные в данный Перечень.

         В настоящее время сдается  779,1 кв.м. нежилых муниципальных  помещений 19 арендаторам из числа малых предприятий и предпринимателей.

Одним из направлений, обозначенных Президентом РФ  в национальном проекте «Развитие АПК»  является содействие  в развитии  малых  форм  хозяйствования, и в первую очередь создание им необходимых условий  в доступности кредитных ресурсов.

 В районе создан залоговый фонд в сумме 32 млн. рублей. Средства этого фонда направляются для обеспечения  залога под кредиты, выдаваемые гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, КФХ и потребительским кооперативам.

За    три года с начала реализации национального проекта льготными кредитами воспользовались 212 граждан  на сумму 17,8 млн. рублей и 70  КФХ на сумму 25,7 млн.руб., в том числе через созданный  в 2006 году кредитный кооператив «Урожай» - 16,5 млн.рублей.

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

 

В 2008 году объем инвестиций в районе составил 349,6 млн.руб., рост к уровню 2007 года в сопоставимых ценах  12,4 %. Инвестиции осуществлялись в сельское хозяйство, социальную сферу, строительство дорог, газификацию, жилищную и другие сферы.

Активная работа по газификации населенных пунктов района  за последние 4 года дала свои результаты. Газ пришел в 24 населенных пункта из 27,  где насчитывается 30 и более домохозяйств.

В 2008 году построены 50,0 км. газопроводов разного давления в села  Троицкоивановкое, Заворонежское, деревни Савелово, Надеждино, Ивановка, Васильевка, Редькино, улицы районного центра Третья пятилетка и Нижний Воронеж.

Уровень газификации района по уточненному жилому фонду на  1 января 2009 года составил 69,1 % (15 место среди сельских районов области, где средний процент 57,9), а с учетом вновь обвязанных домовладений в 2008 году - 80,0 %.  

В 2009 году  включено в программу газификации  с.Казанское. Это единственный вновь начинаемый объект, включенный в Газпромовскую программу по Тамбовской области.

В 2008 году в рамках федеральной и областной программ Экология и природные ресурсы  проводились расчистка русла реки Лесной Воронеж и капитальный ремонт плотины на балке Белозерский лог в деревне Скобелевка, освоено 6,6 млн руб. В 2009 году работа по расчистке русла реки будет продолжена.

 За прошедший год введено жилья общей площадью 5222 квадратных метра. Это стало возможным за счет активного участия района в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», в программах «Молодежи доступное жилье» и «Социальное развитие села до 2010 года». Свидетельства о праве на получение субсидий на приобретение (строительство) жилья получены 10 семьями на сумму 3,6 млн.руб.

Ведется реконструкция Профтехучилища № 7 под Новиковский социокультурный комплекс, за   2008 год освоено 11,7 млн.руб.

Построены 2 башни сотовой связи в с.Вишневое и с.Новоюрьево, освоено инвестиций 12,0 млн.руб.

 

Сельское хозяйство

 

      Производителями сельхозпродукции в районе являются: 12 - коллективных, 33 - фермерских и около 7,3 тысяч личных подсобных хозяйств граждан.

Доля фактически используемых селькохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий составила 69,6 %.

       Посевная площадь в хозяйствах всех категорий в 2008 году составила 47, 3 тыс.га., в т.ч. зерновые культуры -  32,1 тыс.га., подсолнечник - 4,0 тыс. га., сахарная свекла - 0,6тыс. га., рапс - 2,4 тыс. га., картофель - 2,8 тыс. га.

         По интенсивным технологиям возделывались сельскохозяйственные культуры на площади 15,1 тыс.га. (в 2,1 раза выше уровня 2007 г.), в том числе зерновые - 11,4 тыс. га., сахарная свекла - 0,6 тыс.га., рапс - 2,4 тыс. га., картофель - 165 га.¸ подсолнечник 500 га.

Инновационные и интенсивные технологии по выращиванию зерновых культур, рапса, картофеля нашли прочную прописку на полях ООО «Тамбовские фермы», ООО «Урожай», КФХ «Ситовка», ООО «Сосновка-Агроинвест».

 

В июле 2008 года на базе ООО «Тамбовские Фермы» был проведен областной семинар сельхозпроизводителей посвященный выращиванию рапса -  источника рапсового масла и  сырья для производства биоэтанола.

        Проведенный комплекс мероприятий позволил получить в 2008 году хороший урожай сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерна (включая кукурузу) в физическом весе составил 104,2 тыс. тонн (189,8 % к уровню 2007 года), данный стотысячный рубеж превышен впервые за последние 20 лет.

         Собрано 4,2 тыс.тонн рапса (453 % к 2007 году), подсолнечника  5,0 тыс. тонн (170 % к 2007 году), сахарной свеклы   15,0 тыс. тонн (40,7 % к 2007 году).

Производство валовой продукции в стоимостном выражении по всем категориям хозяйств в 2008 году составило 1,2 млрд. руб.,  прирост к уровню 2007 года  7,1 %.

Прошедший год завершили с прибылью десять предприятий (ООО «Тамбовские фермы», СПК «Скобелевское», ООО «Урожай», ООО «АгроКапиталСпасский», СПК «Боголюбово», ООО «Вишневка», ЗАО «Чурюково», СПК «Надежда», ООО «Шушпанский», СПК «Скобелевское» и ООО «Агроюрьево»).  Общая сумма прибыли составила 50,4 млн.руб.

С убытками сработали СХА имени Чапаева (3,9 млн.руб.) и СППК «Подгоренский» (3,2 млн.руб.).

Чистая прибыль сельскохозяйственных предприятий в прошедшем году составила 43,3 млн.руб., рентабельность 16,3 % .

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий из числа крупных и средних составил 33,3 %.

Продолжается работа по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в собственность и аренду всем категориям пользователей, выявлению невостребованных земель.     

На 01.01.2009 года поставлено на кадастровый учет 65,3 % земель сельскохозяйственного назначения (45519 га) на начало 2008 года было 58,9%,   8,2 % (5535 га) -  в стадии оформления. Зарегистрированы 25 долгосрочных договоров аренды земли, в том числе в 2008 году -7.

В 2008 году ОАО «Староюрьевское ХПП» первым  из элеваторов области получило аккредитацию на хранение зерна государственного интервенционного фонда на 22,0 тыс.тонн. В 2009 году поставлена задача увеличить емкость складских помещений.

В настоящее время ведется капитальный ремонт 2-х складских помещений объемом  6,4 тыс.тонн единовременного хранения и прорабатывается вопрос о монтаже 4-х металлических емкостей на 12,0 - 15,0 тыс.тонн хранения. Тем самым  с реализацией данных проектов будет предоставлена возможность большему числу сельхозтоваропроизводителей принять участие в государственной интервенции зерна.

 

Доходы населения

 

Объем денежных  доходов жителей района  за 2008 год в расчете на душу населения составил 6929 рублей (занимаемое место среди районов области - 11). Темпы роста номинальных денежных доходов 127,2 %, реальных 110,7 %. Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составляет  205,6 процентов.

Среднемесячная оплата труда одного работающего  8027 рублей (12 место среди районов области),  номинальная заработная плата к уровню прошлого года составила 133,6 %  реальная 116,3 %. Наибольший её прирост произошёл в сельском хозяйстве - 35%, в образовании - 30,0 %, в ЖКХ - 29,5 %.

Средняя заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в 2008 году 9645 рублей (рост к уровню 2007 года 32,2 %), врачей 22972 рубля (к 2007 году рост 23,0 %).  Достаточно высокий уровень оплаты труда педагогических и медицинских работников дает возможность привлечения высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить предоставление качественных услуг населению.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций  района составило в 2008 году 90,7 %.

Средний размер пенсий пенсионеров района, по состоянию на 01.01.2009 года  составил 3667 рублей.

 

Здоровье

 

Муниципальная система здравоохранения представлена Центральной районной больницей на 147 коек,  Новоюрьевским и Вишневским участками семейного врача и 13 ФАПами.

Доля муниципальных медицинских учреждений применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи составляет 100 процентов, объем одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования  70,4%.

         Степень обеспеченности территории района амбулаторно-поликлиническими учреждениями составляет 314,2 посещений в смену на 10 тыс.населения, больничными койками 94,8 места.

          Аптечная сеть района представлена МУП Аптека №66 и Аптека сети 36,6 и 4 аптечными пунктами, население семи сельсоветов, где нет аптечных пунктов обслуживается посредством заключения договоров на курьерскую доставку медикаментов  с фельдшерами ФАП и социальными работниками Центра социального обслуживания населения.

Укомплектованность врачебными кадрами - 56,8 %, средним медицинским персоналом 95,6 %. Число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10000 человек населения на конец 2008 года составил 196,7 человек, в том числе врачей - 16,3 человек, из них участковых врачей и врачей общей практики 4,6 человека, среднего медицинского персонала 88,2 человека.

Реализация национального проекта «Здоровье» постоянно находится в поле пристального внимания администрации района. Несмотря на продолжающуюся миграцию более молодого населения за пределы района рождаемость осталась на уровне 2007 года, родилось 128 человек. Снизилась смертность населения с 24,6 до 20,1 на 1 тысячу населения.

Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет имеет тенденцию к снижению. В 2008 году умерло 69 человек, что ниже уровня 2007 года на 37,3 %,  случаев смерти лиц данного возраста в первые сутки в стационаре и детей до 18 лет не наблюдается.

В районе в целях улучшения качества медицинской помощи, доступности и приближенности к населению, создана участковая служба: 3 терапевтических участка в с.Староюрьево, Новоюрьевский и Вишневский участки семейного врача и 3 педиатрических участка.

Доля населения, охваченного профилактическими медицинскими осмотрами  ежегодно  составляет около 99,0 %.

 Продолжается работа по оснащению медицинских учреждений оборудованием, за счет ФОМС приобретен аппарат искусственной вентиляции легких (241,0 тыс.руб), два компьютера на сумму 49,0 тыс.руб., бормашина на  сумму 9,9 тыс.руб.

Составлен список больных подлежащих оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях. За 2008 год такую помощь получили 16 человек (8 взрослых и 8 детей).

Для улучшения обеспечения лечебных учреждений врачебными кадрами даны целевые направления 4 выпускникам.

Выплата оплаты труда участковым врачам, врачу общей практики, участковым медсестрам, персоналу скорой помощи составила 2,8 млн.руб. Выписано 126 родовых сертификатов по женской консультации на сумму 353,1 тыс.руб.,  6 сертификатов на роды  на сумму 30,0 тыс.руб.

                                   

Дошкольное и дополнительное образование детей

 

          В соответствии с постановлением администрации Староюрьевского района  от     20.08.2008 № 531  «О предшкольном образовании в муниципальных   общеобразовательных учреждениях»  в пяти  школах  открыты   группы кратковременного пребывания для 41 ребёнка старшего дошкольного возраста  в целях подготовки к школе, 219 детей посещают 4 детских сада и   15  детей занимаются в дошкольной  группе  МОУ Спасской ООШ. Всего  дошкольным образованием охвачено   в 9 учреждениях   273 ребенка. 

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет составляла в 2008 году 39,7 %,  в возрасте от 5 до 7 лет 45,7%.

         Большое внимание уделялось  развитию системы дополнительного образования.  В  двух  учреждениях  дополнительного образования  (ДЮСШ и ЦДЮТ) занято  462  воспитанника.

Удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности составил 74,4 %.

         В учреждениях образования     велась   работа по формированию  нормативно-правовой и  организационно-методической базы для реализации  дополнительных образовательных программ.  28 марта на базе МОУ Староюрьевской СОШ  проведён  межрегиональный       фестиваль  творчества педагогов учреждений  дополнительного образования  детей «Радуга талантов»,  посвящённый  90-летию  создания системы дополнительного (внешкольного) образования детей. В фестивале участвовали   педагогические работники  городов  Тамбова и  Мичуринска, Первомайского, Никифоровского, Петровского, Мичуринского и Староюрьевского  районов.

          75  программ  дополнительного  образования  реализуются  в    6  общеобразовательных  учреждениях,  69    педагогических работников   занимаются  с  детьми в творческих объединениях.   5  общеобразовательных учреждений   переведены в режим  «школы полного дня»   согласно  постановлению  администрации  района от  21.08.2008. № 536  «О школе полного дня»  в муниципальных  общеобразовательных учреждениях». 

          В целях организации  летнего отдыха, оздоровления и занятости  детей в 2008 году    осуществлен  комплекс мер  по организации летней оздоровительной кампании.  Охват детей отдыхом  и оздоровлением во всех типах лагерей (с учётом выездов за пределы района)  в летний период  2008 года составил  81  %.  (2007 год- 70%). 

 

Образование

 

В районе проведена оптимизация сети образовательных учреждений, структура сети учреждений образования района теперь представлена 6 общеобразовательными школами - 3 средними и 3 основными, 2 учреждениями дополнительного образования, 4 учреждениями дошкольного образования.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10 - 11 классы) менее 84 человек в сельской местности в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 33,3 %, средняя наполняемость классов 12,3 чел.

 Главная задача оптимизации системы образования - обеспечение  доступности качественного образования  при  эффективном использовании ресурсов, создание равных возможностей для детей в его получении  независимо от места жительства.

В 2008 году продолжалась работа по реализации районной программы «Модернизация системы образования на 2006- 2010 годы». В настоящее время школы района имеют хорошую материально-техническую базу, а именно 138 современных компьютеров, 39 из них подключены к сети Интернет. Все учебные учреждения имеют собственные сайты, в 14 функционирует электронная почта.

          Осуществлялась  работа по участию школ в конкурсах, проводимых в рамках реализации  приоритетного национального проекта  «Образование». МОУ Вишневская СОШ признана победителем Всероссийского конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и получила грант 1 млн. рублей.

          По итогам  конкурса образовательных учреждений реализующих комплексный проект модернизации образования получена субвенция на укрепление материально-технической базы  в сумме 3,2 млн.рублей (Новоюрьевской СОШ - 800 тыс.руб., Староюрьевской СОШ - 2,0 млн.руб.,  Новиковской СОШ - 400 тыс. руб.).

По программе «Школьный автобус» получено 3 автобуса на сумму 2,6 млн.  рублей.

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене составил 83,5 %.

          210 выпускников 9-х классов получили  аттестаты государственного образца об основном  общем образовании и 138 выпускников 11-х классов - о среднем (полном) общем образовании.  Качество знаний учащихся  по итогам  2007 - 2008 учебного года по району составило 45,5% (2006-2007 учебный год -44,6%, 2005-2006 учебный год-43,5%); уровень обученности - 99,8 %  .     По  результатам государственной (итоговой) аттестации  6 выпускников общеобразовательных учреждений района награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении», 13 - серебряными.                  

           Профильное обучение осуществляется в трёх средних общеобразовательных школах,   функционируют 8 профильных классов: в   Новоюрьевской СОШ  - социально-гуманитарные классы, в Вишневской СОШ - химико-биологические  классы, в МОУ Староюрьевской СОШ - физико-математический, социально-гуманитарные, химико-биологические  классы.   В целях повышения  качества профильного обучения  средние школы сотрудничают с Мичуринскими государственным аграрным университетом и государственным педагогическим институтом.

            В образовательных учреждениях занято 253 педагогических работника, в т.ч.  в учреждениях образования 243. Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях - всего   3,94 человека, учителя 8,6 человек, прочего  работающего 7,13 человека.

Ведется реконструкция учебного корпуса ПУ №7 в селе Новиково под социокультурный комплекс, в котором расположатся школа, училище,  другие социальные учреждения.

В прошедшем году на функционирование системы образования из бюджета района было выделено 74,7 млн.руб., что составляет 34,0 %  к общему объему расходов. На нормативное подушевое финансирование переведены  все образовательные учреждения района.

В образовательных  учреждениях применяется оплата труда ориентированная на результат труда.

          

Физическая культура и спорт

 

В районе насчитывается 53 единицы спортивных сооружений, в т.ч. 36 открытых площадок, шесть спортивных залов, две хоккейные площадки. С 2006 года работает детско-юношеская спортивная школа в которой в трех отделениях (самбо, волейбол, футбол) занимаются 120 учащихся.

Численность постоянно занимающихся спортом в районе составляет 1141 человек или 7% от общей численности населения.

В районе проводятся соревнования по волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, лыжным гонкам, самбо. Спортсмены района принимают активное участие областных соревнованиях, занимают призовые места.

 

Доступность и качество жилья

 

Жилищный фонд района составляет 437,4 кв.м. площади. В среднем на одного жителя приходится 28,8 кв.метра, в т.ч. введено за 2008 год  0,341 кв.м.

Из общей площади жилого фонда оборудовано: водопроводом 48,3 %, канализацией 34,4 %, центральным отоплением 94,9 %, газом 95,4 %, ванными 37,0 %, горячим водоснабжением 31,4 %.

Государственный кадастровый учет в отношении земельных участков на которых расположены многоквартирные дома осуществлен в 77,0 % доли.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

В районе проведено реформирование жилищно-коммунального хозяйства.  Принята программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры  Староюрьевского района на 2008-2012 годы.

         Застарелыми и злободневными для жильцов и администрации района является проблема содержания и ремонта многоквартирных домов. С принятием федеральной целевой программы появилась возможность поэтапного решения этой проблемы. В прошедшем году район первый в России из числа муниципальных образований стал участником данной федеральной программы.  На условиях софинансирования в ней приняли участие три сельсовета: Староюрьевский, Вишневский и Большедороженский. Отремонтировано 24 многоквартирных дома общей площадью жилья около 11 тыс. кв. метров. На эти цели из бюджетов разного уровня израсходовано  8,6 млн. рублей.

В 2009 году эта работа будет продолжена. В программу вошёл Староюрьевский сельсовет. Будет отремонтировано 5 жилых домов жилой площадью 2,2 тысячи кв. метров на сумму 6,1 млн. рублей.

Протяженность водопроводный сетей в районе составляет 158,6 км, из них ветхие - 117,3 км или 73,9 %.

 

Организация муниципального управления

 

С 1 января 2005 года Законами Тамбовской области  «О наделении муниципальных образований Тамбовской области статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района»  и «Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области»  девять муниципальных образований района наделены статусом сельских поселений, установлены  их границы.

С 1 января 2006 года  вступил в силу Федеральный закон  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Приведена в соответствие с ним нормативно-правовая база регламентирующая работу органов местного самоуправления на уровне муниципального района. Проведена такая же работа и на уровне сельских поселений.

Разграничены полномочия между муниципальным районом и сельскими поселениями, проведена работа по формированию имущественного комплекса и оптимизации работы систем жизнеобеспечения населения.

Прошли государственную регистрацию Уставы района и сельских поселений.

 Объем доходов консолидированного бюджета района за 2008 год составил 219,7 млн. руб., расходов 220,1 млн.руб.,  дефицит 0,4 млн.руб. С 2008 года бюджет района утверждается на три года.

Собственные доходы бюджета района на 01.01.2009 года  составили 42,1 млн.руб. при  годовом бюджетном назначении 39,4 млн.руб.,   выполнение 106,9 % к годовым назначениям. В общей доходной части бюджета собственные доходы составляют 19,3 %.

Налоги на доходы физических лиц, на совокупный доход, на имущество физических лиц составляют 75,1  %  поступлений в консолидированный бюджет района. Юридические лица имеют долю в поступающих в бюджет района средствах в пределах не более 2%.

Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет района имеют жесткий целевой характер использования: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и инвалидам, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, финансирование заплаты педагогам общеобразовательных школ и т.д. В конечном итоге они все должны быть доведены по конкретных категорий жителей района.

В оперативном управлении местных органов власти  находится только  собственные доходы, что ограничивает финансовую самостоятельность района. 92  процента доходной части бюджета района сформированы тремя налоговыми платежами: налог на доходы физических лиц, налог на совокупный доход и земельный налог.

Процесс формирования расходов бюджета района определен  статьей 16  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Высокий уровень централизации  средств на федеральном уровне и  одновременно большой объем финансовых обязательств местных бюджетов ставят органы местного самоуправления в затруднительное положение.

Бюджет района на сегодня не располагает собственными средствами для формирования бюджета развития, поэтому для экономического роста району необходимы вливания средств федерального бюджета в счет реализации национальных проектов обозначенных Президентом РФ, федеральных и региональных целевых программ.

Органами местного самоуправления района принимаются меры по наращиванию собственной доходной базы районного бюджета, повышению эффективности использования муниципального имущества.

Проведена большая работа по разграничению федеральной, областной и муниципальной собственности в связи с вступлением в силу нового закона о местном самоуправлении.

Подготовлены перечни объектов имущества муниципального района и муниципальных образований в количестве 779 единиц.

Планируется продолжить работу по оформлению прав муниципальной собственности, ее разграничению в соответствии с изменениями полномочий муниципальных образований, по формированию исходной базы муниципальных образований  в целях оптимизации налогооблагаемой базы, повышения эффективности использования муниципального имущества.

В 2008 году администрацией района выполнены обязательства по своевременному финансированию первоочередных расходов, не допущены задержки в выплате заработной платы в учреждениях бюджетной сферы, в полном объеме произведены социальные выплаты. Оплата за топливно-энергетические ресурсы производилась в соответствие с заключенными договорами.

В условиях функционирования экономики в кризичный период, учитывая высокую дотационность консолидированного бюджета района необходима инвентаризация действующих расходных обязательств. С целью ограничения расходов принято решение о кассовом исполнении только первоочередных расходов, связанных с выплатой зарплаты, осуществлением социальных и коммунальных платежей.

В 1 квартале текущего года также своевременно выплачивается заработная плата, обеспечивается бесперебойное функционирование учреждений социальной сферы, выполняются в полном объеме обязательства по переданным району областным и федеральным полномочиям.

В текущем году, как показывают расчеты значительно увеличатся социальные выплаты отдельным категориям граждан, затраты на питание в стационарных учреждениях. Значительно выросли нормативы обеспечения обязательного медицинского страхования, прямые выплаты за коммунальные услуги бюджетных организаций.

Расширится категория граждан, имеющих право на получение субсидий, стандарт максимально допустимой доли собственных доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи снижен с 22-х до 15 процентов.

Также необходимо реализовать комплекс мер по увеличению минимального размера оплаты труда до 4330 рублей и обеспечить переход на отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения и культуры, призванной стимулировать более качественный труд работников этих сфер.

В связи с этим будет проведена оптимизация затрат на содержание органов местного самоуправления, их финансирование будет осуществляться строго по установленным нормативам. Нормативный подход будет применен для главных распорядителей средств и для бюджетных организаций. Основная цель - сокращение  нерациональных затрат.

Администрацией района принимаются меры в целях стабилизации и развития социально-экономического  комплекса района, увеличения налоговых платежей и  сборов в бюджет района, повышения уровня социальной защиты населения,  особенно его малоимущих слоев.

В районе разработана и утверждена решением Староюрьевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2006 года № 271 «Комплексная программа социально-экономического развития Староюрьевского района на 2007-2010 годы.

Программные мероприятия и объемы финансирования Программы ежегодно уточняются исходя из возможностей федерального, областного и районного бюджетов и мониторинга хода ее реализации за отчетный период.

Староюрьевский район имеет определенные стартовые условия своего перспективного комплексного социально-экономического развития и при умелом и эффективном использовании базового потенциала развития район вполне может рассчитывать на стабилизацию и подъем экономики, существенный рост качества жизни населения в будущем.

Программой по оказанию содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 года  Староюрьевский район в соответствии с основными подходами к организации работы с переселенцами на территориях переселения отнесен к целевым территориям области наиболее благоприятных для переселения.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» планируется государственная поддержка в виде создания для медицинских специалистов офисов врачей общей практики, оснащенных медицинским оборудованием в соответствии с установленными требованиями.  Оплата труда также гарантируется в рамках обязательств бюджета Тамбовской области.

Участие в реализации национального проекта «Образование» должно обеспечить привлекательность труда педагогических работников, стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, использование информационных технологий, путем оснащения образовательных учреждений современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет.

Выполнение поставленных задач по социально-экономическому развитию района позволит поднять уровень реальных доходов населения на 5,8 %, ввести новые рабочие места и как следствие этого повысить уровень занятости населения.

Для реализации мероприятий по развитию района будут использованы средства федерального, областного и районного бюджетов, дополнительные накопления районного бюджета, рост денежных доходов населения,  механизм государственно-частного партнерства.

Администрацией района приняты необходимые меры в целях снижения напряженности на рынке труда, их цель не допустить массовой безработицы трудоспособного населения. Это привлечение инвесторов, реализация инвестиционных проектов и безусловно как быстро реализуемый проект - организация общественных работ.

Район вошёл в областную программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда по Тамбовской области на 2009 год, которой предусмотрено выделение району на условиях софинансирования 2,8 млн. рублей бюджетных средств.

Меры по борьбе с безработицей, повышение  занятости населения общеизвестны, это открытие новых производств, развитие малого и среднего бизнеса, организация общественных работ, создание условий для самозанятости и другие.

На протяжении всего прошлого года  администрацией района велась активная работа по привлечению инвесторов в сельскохозяйственное производство.

Были проведены неоднократные встречи с руководителями ряда крупных компаний которые ведут или хотели бы вести сельскохозяйственное производство.

Результатом этой работы стало решение о вхождении ООО «Тамбовские фермы» в СППК «Подгоренский». Зарегистрировано новое предприятие. Соглашением между администрацией района и ООО «Тамбовские фермы» предусмотрено в течение 3-х лет вложение инвестицией в новое предприятие  не менее 60,0 млн.руб., сохранение  рабочих мест и увеличение численности дойного стада до 200 голов.

Решен вопрос о вхождении в СХА имени Чапаева холдинга Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково».

В ходе  переговоров с руководством ООО «Сосновка-Агроинвест» о дальнейшем увеличении производства сельскохозяйственной продукции, создании необходимой базы для подработки и хранения зерна собственником принято решение о выделении в 2009 году 56,0 млн.руб. на строительство зернохранилищ, ЗАВов и  весовой площадки.

Подготовлена инвестиционная площадка под строительство газоперерабатывающего завода. Инвестор ОАО «Тамбовская газоперерабатывающая компания». Стоимость проекта 600,0 млн. рублей, в т.ч. оборудование 460,0 млн. рублей. Мощность первой очереди завода 46 млн. куб.м. в год.

В настоящее время ведется работа по оформлению в собственность инвестора земельного участка необходимого для строительства. В 2008 году приобретены в собственность 182 гектара, 44 гектара земли уже переведены в промышленные земли, в стадии межевания и кадастрового учета еще 140 гектаров.

Инвестором приобретено здание бывшей Вишневской ООШ для реконструкции под гостиницу - общежитие для строителей завода. Объявлен конкурс на изготовление проектно-сметной документации.

Будет создано 150 новых рабочих мест, построен жилой комплекс с соответствующей инфраструктурой.

Прошел презентацию Проект производства отечественного картофеля фри PREMIUM  качества, который планируется к реализации в районе. Стоимость проекта 520 млн. рублей. Инвестор ООО «Тамбовские фермы». Срок окупаемости проекта 6 лет. На предприятии будут перерабатываться ежегодно 40 тысяч тонн картофеля. Производство готовой продукции в 1-ый год - 9500 тонн, со 2-го года 19000 тонн. Рентабельность производства около 30%. Будет создано 130 новых рабочих мест.